ПРЕССА

Надежда Аверина: «Этот сезон, наверное, самый трудный во всей истории детского хора «Весна»

Александр МАТУСЕВИЧ

31.03.2020

Художественный руководитель всемирно известного детского хора, 31 марта отмечающего 55-летие, рассказала «Культуре»,
как карантин повлиял на работу «Весны», о недавних победах коллектива и планах на вторую половину этого непростого високосного года.

 

— Насколько сильно пандемия повлияла на вашу работу, планы и юбилейные торжества?

 

 — Этот сезон, наверное, самый трудный во всей истории «Весны». И не только из-за эпидемии коронавируса. С сентября прошлого года наше родное здание на севере Москвы закрыто на капитальный ремонт. Последние месяцы мы занимались во временном помещении, оно меньших размеров и в нем нет залов, пригодных для хоровых занятий. Благодаря поддержке префектуры, нам предоставили конференц-зал управы Бабушкинского района, однако зал и второе временное помещение школы — разные точки, и нам пришлось во многом перестроить учебный процесс. В родном здании «Весны» в нашем распоряжении несколько залов и много классов, где можно было встречаться не только большими хоровыми составами, но и по партиям, отдельными группами, ансамблями, где мы могли проводить наши традиционные праздники, вечера, концерты, ставить спектакли, танцевать полонезы и польки составом до 100 человек! Весь этот учебный год мы лишены таких условий, а теперь еще прибавилась и пандемия. В результате уже с марта у нас нет зала, а теперь и вовсе школа закрыта, и как ситуация будет развиваться дальше, никто не может предугадать… Но мы пытаемся поддерживать свою форму и придумываем возможности удаленных занятий с детьми.

 

— Юбилейное торжество тоже сорвалось?

 

— Как раз 12 апреля должен был состояться наш главный юбилейный концерт в Большом зале консерватории с программой из произведений крупной формы — «Весеннее преображение» Владимира Рубина, «Рождественские песни» Бенджамина Бриттена и «Времена года» Ефрема Подгайца: все у нас уже было выучено, и шла работа над деталями, свободой, сценографией. «Рождественские песни» Бриттена — одно из моих любимых произведений, классика прошлого века, красивейшее сочинение в сопровождении арфы. Рубин и Подгайц — композиторы, с которыми «Весна» сотрудничает много лет. К сожалению, Владимира Ильича Рубина не стало в прошлом году, мы готовились в декабре петь концерт, посвященный его 95-летнему юбилею, а получился концерт памяти... Сочинение Подгайца «Времена года», написанное для «Весны» в 1987 году, мы исполняем нечасто, поскольку технически и философски это непростая музыка, кроме того, в нем важнейшую роль играет партия фортепиано, и нужен поистине блестящий пианист. Сейчас у нас есть такой музыкант — наш концертмейстер, лауреат международных конкурсов Василий Заболотний. В финале концерта должна была прозвучать сюита Роджерса из киномюзикла «Звуки музыки» в обработке Подгайца для хора и небольшого инструментального состава, в исполнении которой готовились принимать участие все наши коллективы и выпускники «Весны». К сожалению, этот концерт отменился, и перенести его на другое число 2020 года не представляется возможным. Скорее всего, эту программу мы исполним 16 января 2021 года в концертном зале «Зарядье».

 

— Но ведь еще должно быть завершение юбилейного сезона?

 

— Заключительный концерт нашего юбилейного сезона запланирован на 24 мая в БЗК, там по традиции должны выступить все коллективы школы. Хочу надеяться, что концерт состоится. 

 

— В ваших программах главным образом современные сочинения. Даже Бриттен — это музыка, которая до сих пор, скорее, воспринимается как современная, то есть сложная для широкой публики. Соответственно, сложная и для выучивания маленькими артистами. Как вам удается это освоить в условиях обычной музыкальной школы?

 

— Вся эта музыка — прекрасна и не так сложна для восприятия, как кажется. А нам все это удается исполнять как раз потому, что «Весна» — не совсем обычная музыкальная школа. С одной стороны, у нас учатся обыкновенные дети, живущие в близлежащих районах северной окраины Москвы, но с другой — благодаря выстроенной системе обучения, традициям, трепетному отношению детей, родителей, педагогов к «Весне», наши ученики достигают удивительных результатов. Отношение к ученикам как к единомышленникам, соратникам — один из главных принципов воспитания в «Весне», заложенный ее создателем Александром Сергеевичем Пономаревым. Отсюда та атмосфера любви и доверия, все вовлечены в единый творческий процесс и понимают, что от вклада каждого зависит конечный результат. Хоровые занятия развивают ребят — их навыки, голоса, грамотность, кругозор, мышление, ответственность, а главное — воспитывают вкус и любовь к музыке.

 

— Что стало самым запоминающимся в этом сезоне?

 

— До мартовских событий сезон у нас был насыщенный и успешный. В январе 2020 года наша школа впервые выступила в московском зале «Зарядье» — это было волнительно: новое место, незнакомая акустика, сложная программа. Но все прошло замечательно! Нам предоставили большую репетицию, на которой дети сумели пристроиться к акустическим особенностям зала, мы смогли проверить и опробовать сценографию концерта. Грандиозный финал венчал наш первый юбилейный концерт — огромный хор, в котором пело около 300 учеников и выпускников школы, исполнил произведение Подгайца «По зеленым холмам океана» — хоровую поэму-гимн красоте, творчеству, дружбе. В октябре мы участвовали в финале конкурса Европейского вещательного союза Letthepeoplesing в Барселоне — пели в зале Дворца каталонской музыки и получили первое место в своей категории. Этот конкурс — важное культурное событие общеевропейского масштаба, прямая телетрансляция велась на все страны Евросоюза. В прошлом году состоялись еще две уникальные поездки. Весной мы с большим успехом выступили с сольным концертом в Берлинском кафедральном соборе. Мы пели полтора часа только акапельную программу, большей частью состоящую из духовной музыки. Собор был полон, а он вмещает несколько тысяч человек, и прием был фантастический! А прошлым летом хор выступал в Провансе. Эта поездка — один из призов от организаторов конкурса за победу на конкурсе «Европейский Гран-при». У нас было пять концертов в разных городах на юге Франции. Кроме концертов, что не менее важно, мы привезли массу новых впечатлений от тех мест, городов, ландшафтов живописнейшего региона интересной страны, что мы посетили.

 

— Как принимает публика разных стран ваше искусство? Интересно ли детское творчество и классическая музыка?

 

— Прием за рубежом, может быть, даже более восторженный, чем в России. Частая эмоция — удивление и восхищение тем, что дети могут петь так профессионально, вдохновенно и выразительно столь сложную музыку. Мы в известной степени находимся в привилегированном положении — у нас богатейшая русская, советская, российская традиция детского музыкального образования.

 

— Что вы думаете о театрализации и набирающих обороты шоу-тенденциях в хоровом искусстве — хорошо это или плохо?

 

— Сейчас, к сожалению, во всем превалирует зрелищность — это дань времени, но, на мой взгляд, это опасно. Люди перестают задумываться, размышлять, фантазировать, а реагируют только на картинку, на внешнюю оболочку. Массовое искусство стремится развлекать и завлекать, и меня это, конечно, настораживает. Мы в своей работе очень дозированно используем элементы театрализации — только в той степени, которая помогает детям раскрепоститься, раскрыться, поскольку хор не может хорошо петь, если дети зажаты. Свобода существования на сцене, основанная на импровизации, призвана помочь им естественнее выражать свои эмоции в пении, дает им еще одну возможность проявить грани своих талантов.

 

— Сейчас трудно говорить о каких-то планах, но все же: какие задумки на вторую половину юбилейного года?

 

— Мы планировали поехать на два конкурса в этом году: в августе — в итальянский Ареццо, а осенью — в Юрмалу. Посмотрим, суждено ли этому воплотиться. Но главное сейчас для нас — это возобновление полноценных хоровых занятий и, конечно же, возвращение в наш обновленный дом. Мечтаем все собраться по традиции 1 сентября перед монументом А.С. Пономарева в нашем роскошном парке, чтобы начать очередной насыщенный и интересный учебно-концертный сезон школы. И если это случится в этом году, то обязательно устроим большой музыкальный праздник в честь 55-летнего юбилея «Весны».

 ©Информация с сайта portal-kultura.ru

 


«Весна» пришла в Зарядье

22.01.2020

Александр МАТУСЕВИЧ

Фото: Катерина Дубовая

В столичном концертном зале дебютировал знаменитый детский хор.

В наступившем году всемирно знаменитый коллектив — Детский хор «Весна» имени А.С. Пономарева отмечает красивый юбилей. 55 лет назад на северо-востоке столицы, в только что присоединенном к ней бывшем подмосковном городе Бабушкине, родилось то удивительное, уникальное явление, которому суждено было стать настоящим музыкально-образовательным феноменом и завоевать весь мир. Родилось, конечно, неприметно, и тогда еще никто и предположить не мог в самых смелых мечтах, что из этого выйдет. Да и рождалось тогда подобного немало: в 1960-е Советский Союз охватило буквально хоровое возрождение, хормейстерский бум, когда любительские коллективы, и детские, и взрослые, возникали повсеместно на волне небывалого энтузиазма. Через какое-то время волна ушла, и лишь немногим суждено было остаться, выжить, превратиться из сиюминутной вспышки интереса к музыке и пению в нечто устойчивое и долгоиграющее. Одно из таких начинаний заложил молодой музыкант Александр Пономарев, для которого оно стало делом всей жизни.

Почти полвека Пономарев создавал, растил и приумножал свое детище. Из скромного хорового кружка при рядовом ЖЭКе оно сначала выросло до студии, потом преобразовалось в хоровую школу, а концертный хор на ее базе — в серьезного игрока на мировой музыкальной карте. Гастроли по всему миру, престижные награды на международных конкурсах и фестивалях, сотрудничество с выдающимися отечественными и зарубежными композиторами, музыкантами и коллективами, записи, сделанные на солидных лейблах, — все это «Весна», казалось бы, обычная «музыкалка» на окраине Москвы без специального отбора детей по строгим критериям наличия музыкальных способностей. 

Хотя, отбор, конечно, происходит — уже в процессе обучения и воспитания: кому система и режим «Весны» подходит и кто подходит ей, те остаются и с огромным увлечением творят. Наверное, отсюда и особенности звучания хора, особенности его исполнительской манеры — это всегда пение очень неравнодушное, искреннее, трепетное, неброское, но выразительное. А еще — кристальная чистота интонации, идеальный строй, баланс и гармония между партиями, мягкий пластичный звук, естественный в своей простоте, но одновременно и академически округлый, эстетичный, всегда стремящийся к красоте и совершенству.

Уже в первое десятилетие своего существования «Весна» начинает петь в лучших залах столицы — хор с такими характеристиками привлекает внимание больших музыкантов, которые приглашают детей Пономарева в свои программы, чуть позже коллектив дорастет до собственных сольников. залы Консерватории, Зал Чайковского, Колонный зал Дома союзов, позже Дом музыки — становятся обычными площадками для выступления «Весны», которые всегда рады этим детям, несущим свет и чистоту, высокие образцы классического искусства и всегда интереснейшие программы.

Январский концерт — первый для «Весны» в новом столичном зале «Зарядье», стремительно становящимся лидером классической музыкальной афиши Москвы, где звучит все самое лучшее и интересное. Для дебюта нынешний художественный руководитель институции Надежда Аверина — ученица Пономарева, а сегодня уже видный российский хормейстер, профессор Московской консерватории — предложила программу, сочетающую традиционное и новаторское. В первом отделении пели все хоры школы, кроме главного концертного коллектива: ведь «Весна» — это большая хоровая семья, где задачам музыкально-эстетического воспитания подчинена целая система, работающая много лет безотказно. Это традиция, своего рода отчетный смотр всей школы. Шесть хоров, сформированных по возрастному принципу, от самых крошечных пятилеток до подростков, исполнили обширную и разнообразную программу, в которой нашлось место и нежной лирике, и бойкому фольклору, и ярким игровым моментам. Сложность произведений шла по нарастающей — от простых песенок, исполненных в унисон, до замысловатых многоголосных композиций, объединенных в хоровые циклы, а помимо этого ребята играли на различных музыкальных инструментах, что разнообразило звуковую палитру концерта.

Второе отделение — новаторское, представленное главным концертным коллективом школы — Старшим хором. Минувшей осенью «Весна» привезла лауреатство из Барселоны, с конкурса «Еврорадио», где, помимо чисто хоровых умений, нужно было продемонстрировать и настоящий артистизм. Театрализация сегодня все больше захватывает хоровое исполнительство: академически статуарный хор современной зрительско-слушательской аудиторией уже воспринимается как архаика, все хотят элементов шоу, фактически полноценного театрально-музыкального действа, пусть и на хоровой основе. Не изменяя своим эстетическим принципам и не снижая планки, «Весна» также смело экспериментирует на этом поле.

Предложенная программа «Венок народных песен» умело сплетает традиционное и современное, композиции, трактующие народное искусство весьма первозданно и преломляющие музыку народов мира через призму сложносочиненных авторских поисков. Песни русские, украинские, словацкие, финские, французские, латиноамериканские, индейские, африканские, китайские — столь разные, непохожие друг на друга, звучат рядом, удивляя и контрастами, и одновременно парадоксальной близостью идей и средств выразительности, ведь в основе каждой — стремление человека к красоте, любви, гармонии, миру. Красивые перестроения на сцене, придающие каждому произведению неповторимый визуальный колорит, элементы реквизита, среди которого особенно запоминаются поэтичные венки, использование звучания инструментов — от весьма привычных до экзотических, все это вместе рождает непередаваемую по силе очарования атмосферу безыскусности настоящего искусства.

Фото на анонсах: Катерина Дубовая

©Информация с сайта portal-kultura.ru

 


Газета «Прованс», 23 июля 2019

27-ый «Фестиваль хоров - лауреатов» был открыт в переполненном соборе московским Детским хором «Весна». Пятьдесят певцов являются «старшими» учениками школы «Весна», известного учреждения, празднующего свой 54-й день рождения. Вернее, пятьдесят «певиц», так как среди девочек в состав хора входят всего два мальчика. Руководитель хора - Надежда Аверина, которая также является профессором в консерватории им. Чайковского.

Первая часть программы состояла в основном из русских духовных сочинений, а во второй части вместе с русской светской музыкой звучала также украинская, мексиканская, итальянская и… французская музыка, включая знаменитую «Il est bel et bon» («Он красив и хорош») Пьера Пассеро. Вызвав бурные овации, руководитель хора не упустила возможности «подмигнуть» Провансу, исполнив знаменитую песню «Sur le pont d’Avignon» («На Авиньонском мосту») в прекрасной франко-русской версии!


«ВЕСНА» - совершенство чистых голосов

Во вторник, 23 июля, в церкви Святого Михаила московский хор «Весна», состоящий из 54 детей, 52 девочек и 2 мальчиков, одетых во всё бирюзовое, под руководством Надежды Авериной дал исключительный концерт в рамках "Фестиваля хоров - лауреатов». Этот концерт, подаренный публике администрацией города, посетили двести шестьдесят человек. Нужно сказать, что этот хор очень хорошо известен и завоевал множество наград крупнейших конкурсов со всего мира.

В Толосе (Испания) в 2000 г. «Весна» стала первым детским хором, выигравшим Гран-при Европы. Она так же победила в 2017 г., оказавшись единственным детским коллективом, который удостоился этой престижной награды во второй раз, соревнуясь при этом со взрослыми хорами. За полтора часа концерта молодые певцы очаровали публику чистотой своих голосов, резонирующих под сводами алтаря. Эти моменты настоящего счастья, вызывали после каждой пьесы шквал сердечных и по-настоящему заслуженных аплодисментов.


«Весна» приходит зимой" - "Музыкальный журнал", февраль 2018.


«Рахманинов FOREVER» - "Музыкальная жизнь", февраль 2018.


"Весна расцвела в январе" - "Музыкальная жизнь", февраль 2018.


"Детский хор «Весна» во второй раз выиграл хоровой Гран-при Европы" - "Музыкальное обозрение". 07.11.2017.

Читать статью...


"Лучшие песни для детей" в исполнении хора "Весна" прозвучали в Доме музыки" - телеканал "Культура". 06.03.2017.

Читать статью... 


"Детский хор «Весна» покорил сердца европейцев" - "Красная Весна", 17.01.2017.

Читать статью...


"Детская хоровая школа "Весна" им. А. С. Пономарёва. Гала-концерт" - Телеканал "Культура", май, 2016.

Читать статью...


"Заключительный концерт Детской хоровой школы "Весна" имени А. С. Пономарёва" - радио "Орфей". 24.04.2016.

Читать статью...


"Детский хор «Весна» выступил на сцене органного зала" - «Росток». 08.03.2016.

Читать статью...